Как выбрать подъемник для автосервиса?
На станциях технического обслуживания и ремонта грузовых автомобилей чаще встречаются смотровые канавы. Однако все большее распространение получают подъемники – более удобный и производительный вид оборудования.
Канава или подъемник?
Для ремонта грузовых автомобилей на станциях технического обслуживания и ремонта обычно применяют смотровые канавы и следующие виды оборудования:
передвижные колонны;
электромеханические платформенные подъемники;
ножничные и параллелограммные гидравлические подъемники.
На первый взгляд, строительство смотровой канавы значительно дешевле, чем приобретение подъемника. Однако построить удобную и безопасную для работы канаву в соответствии со всеми СНиПами – дело довольно сложное и дорогостоящее. Строительство требует тщательного проектирования и постоянного контроля на всех этапах работ: земляных, арматурных и бетонных, а также при установке опалубки, устройству гидро- и теплоизоляции и др.
В результате стоимость строительства сопоставима со стоимостью платформенного подъемника, но для оснащения канавы требуется дополнительное оборудование для удаления из канавы ГСМ, вентиляции и т. д. Для большинства работ по техническому обслуживанию и ремонту грузовых автомобилей, канавы должны быть оборудованы канавными подъемниками П114Е-10, П114Е-10-1, П114Е-16, П114Е-16-1, передвигаемыми по направляющим, или напольными подъемниками, П114Е-10-2, П114Е-16-2, передвигаемыми по полу канавы. Эти подъемники имеют большой ход штока гидроцилиндра (750 мм), что позволяет проводить ремонт и замену рессор, пневмоподушек, тормозных колодок, колес, мостов, редукторов и т. д. Только оборудованная подъемниками смотровая канава становится полноценным рабочим местом для ремонта и обслуживания грузовых автомобилей и автобусов.
Таким образом, смотровая канава – достаточно дорогое капитальное сооружение и вкладываться в его постройку и оснащение стоит лишь в том случае, если есть уверенность, что сервис будет работать в данном конкретном помещении еще долгие годы. Иначе, строить канаву невыгодно – ее ведь, в отличие от подъемника, не возьмешь с собой при переезде. При ошибке в проектировании, а также при изменении планирования рабочего пространства, например, вследствие установки дополнительного оборудования или изменения технологии ремонта, стоимость переноса подъемника несопоставима со стоимостью переустройства смотровой канавы.
При работе в канавах основное рабочее место слесаря-ремонтника расположено ниже уровня пола, что значительно ухудшает условия его труда. При открывании ворот СТО холодный воздух устремляется в канаву, на стенках конденсируется влага, становится сыро и холодно. В таких условиях рабочий персонал вынужден находиться всю смену. Содержание канавы в чистоте сопряжено с дополнительными трудозатратами и материальными расходами для предприятия.
Просто нажми кнопку
Есть распространенное мнение о том, что обслуживание легковых автомобилей целесообразно проводить на подъемниках (масса поднимаемых транспортных средств невелика, и время, затрачиваемое на операции подъема и спуска, незначительно), а обслуживание и ремонт грузовой и специальной техники, имеющей большой вес, лучше выполнять на канаве, так как легче и быстрее самому спуститься вниз, чем поднимать тяжелый автомобиль. Со временем приходит понимание, что для того, чтобы поднять и легковой и грузовой автомобиль, нужно просто нажать на кнопку или ручку гидрораспределителя с одинаковым усилием. Подъемник самостоятельно поднимет автомобиль, а человеку спускаться в канаву одинаково трудно под легковой или грузовой автомобиль. Большую часть времени электродвигатель подъемника не работает, поэтому затраты на электроэнергию при его работе всего 15-20 минут в смену несопоставимы с доходами от повышения производительности труда.
Производительность труда при работе на подъемнике будет выше, потому что персонал, выполняющий ремонтные работы в канаве, вынужден многократно подниматься и спускаться обратно для того, чтобы взять инструмент, запчасти, ветошь, масло и т. д. Если ремонт производится на подъемнике, рабочее место находится на одном уровне с моторным и агрегатным цехами, складом запчастей, инструментальной кладовой, складом масел и смазок и т.д.
Есть еще одно бесспорное преимущество подъемников. На практике встречаются канавы глубиной от 1,2 до 1,6 метра. Глубокая канава будет неудобна для низкорослых, а мелкая – для высоких людей. На подъемнике же можно менять высоту подъема, создавая тем самым дополнительные удобства для работы.
Электромеханика или гидравлика
Передвижные колонны не требуют монтажа, что является их преимуществом. Но подъем автомобиля на передвижных колоннах производится под колеса, в то время как очень много работ при ремонте и ТО грузового автомобиля требуют снятия колес или разгрузки подвески, например, при ремонте тормозных механизмов или замене рессор и пневмоподушек. Чтобы вывесить колеса, нужно подставить под мосты автомобиля специальные стойки. Но на стойках невозможно менять высоту подъема. Если автомобиль вывешен на стойках слишком высоко или слишком низко, то будет неудобно проводить те или иные работы. Для того чтобы изменить высоту, нужно снова устанавливать колонны, поднять или опустить автомобиль, установить нужную высоту стоек, вновь опустить автомобиль на стойки. Снимать тяжелые узлы и агрегаты на передвижных колоннах не рекомендуется, потому что при снятии узла или агрегата может произойти смещение центра тяжести автомобиля и потеря его устойчивости.
Платформенные подъемники лишены недостатков передвижных колонн, так как не нужно подгонять колонны под колеса. Это дает существенную экономию времени. Подъем автомобиля начинается сразу, как только автомобиль окажется на подъемнике. Для снятия колес и вывешивания осей на платформенном подъемнике можно использовать напольные подъемники П114Е-10-2, П114Е-16-2 и поддерживающие системы П114Е-ПС. Времени для этого потребуется значительно меньше. При этом в процессе ремонта можно будет менять высоту подъема автомобиля. Электромеханические платформенные подъемники самые дешевые, но винты и гайки на грузовых подъемниках сильно нагружены, быстро изнашиваются и требуют частой замены, поэтому для ремонта грузовых автомобилей и автобусов целесообразнее выбирать гидравлические подъемники.
Параллелограмм или ножницы
Гидравлические подъемники могут быть ножничными или параллелограммными. Конструкция ножничных подъемников ограничивает пространство рабочей зоны. Инструментальная тележка, трансмиссионная стойка, напольный подъемник, емкость для сбора или раздачи масла – все это оборудование может располагаться только в основном проходе. При работе на ножничном подъемнике слесарь-ремонтник вынужден входить в рабочую зону только с торцов подъемника, в результате теряется время, падает производительность.
Параллелограммные гидравлические подъемники лишены этого недостатка, их конструкция позволяет обеспечить максимально удобный доступ к автомобилю персоналу и оборудованию, так как отсутствует ножничный механизм под платформами.
В конструкции параллелограммных подъемников нет скользящих ползунов, как на ножничных подъемниках, что делает их более надежными и долговечными. В настоящее время работают подъемники данной конструкции со сроком эксплуатации более 40 лет. Благодаря гидравлической синхронизации, на новой модели подъемников Челябинского завода автосервисного оборудования удалось убрать поперечные балки между правой и левой платформами, мешающие перемещению персонала и вспомогательного оборудования. Это обеспечило превосходный доступ, например, к напольным подъемникам, трансмиссионной стойке или к емкости для замены масла. Надежная гидравлическая синхронизация правой и левой платформ производится независимо от распределения нагрузки на них.
По требованию заказчика параллелограммные подъемники 12Г272М1, 24Г272М1, 36Г272М1, 48Г272М1, 60Г272М1 Челябинского завода автосервисного оборудования могут быть грузоподъемностью 12, 24, 36, 48 и 60 тонн и длиной от 5 до 24 метров. Монтаж может быть произведен одним из двух способов. Первый – если не готов пол. В этом случае установку лучше провести с помощью закладной установочной рамы, поставляемой заводом вместе с подъемником. Рама вывешивается по уровню на регулировочных болтах и вспомогательных швеллерах, заливается бетоном. Если же пол готов (армированный бетон М 150 и маркой выше, толщиной не менее 150 мм), то установка на него подъемника производится при помощи анкерных болтов. Вначале подъемник выставляется по уровню при помощи регулировочных пластин, при этом металлические связи между опорами останутся над бетоном. По месту сверлятся отверстия под анкерные болты. Затем подъемник крепится анкерами к полу.
Оптимальное с функциональной точки зрения решение – параллелограммный платформенный гидравлический подъемник. На нем можно выполнять все виды ремонтных работ и технического обслуживания, выполняемых на других видах подъемников и смотровых канавах.