Rambler's
Top100 Rambler's Top100
На главнуюНаписать письмо English

Изящные технические решения

Журнал "Трансервис", апрель 2008

Вы себе не представляете, насколько приятно на крупной автомобильной выставке увидеть отечественного производителя. Особенно приятно, если это производитель оборудования для автосервисов. Очень долгое время у нас было так мало поводов порадоваться за их успехи. Похоже, времена и в самом деле меняются, поскольку продукция, представленная челябинской производственно-коммерческой фирмой «Автотехснаб» на выставке «Международный автомеханический салон-2008» в Москве заслуживает самых высоких похвал. В первую очередь за то, что компания не стала заниматься копированием и выпускать оборудование, разработанное много лет «не хуже зарубежных аналогов». Некоторые серийные модели челябинских конструкторов в принципе аналогов не имеют, и кто знает, может быть, уже в скором времени зарубежные производители будут стоять в очереди за разрешением производить подъемники российской разработки.

Продавцы авторемонтного оборудования сегодня не очень жалуют отечественного производителя. Предпочитают работать с импортом, заявляя, что с оборудованием европейского производства проблем намного меньше, в то время как российские подъемники и станки отличаются очень уж нестабильным качеством. Генеральный директор ЧКПФ «Автотехснаб» Виктор Козлов заявляет, что нельзя равнять всех российских производителей под одну гребенку. «Говорю с полной ответственностью, что опасения по поводу качества нашего оборудования имели под собой какие-то основания 3-4 года назад. Завод до начала 2000-х годов действительно работал по старой технологии, - говорит Виктор Козлов: - В 2000 году мы встали перед дилеммой. Имеет ли смысл продолжать работать в таком режиме? Уже тогда стало понятно, что необходимо либо закрыть производство, либо перейти на работу по европейским стандартам». Было принято решение модернизировать производство. В первую очередь руководству завода пришлось радикально менять систему проектирования новых моделей оборудования. Ранее все работы по проектированию велись на бумаге. Естественно, сегодня уже никто так не работает. «Мы перешли на компьютерное проектирование. За счет этого предприятию удалось не только сократить сроки проектирования, но, что самое главное, избежать ошибок в расчетах» - отмечает генеральный директор «Автотехснаба». Следующим этапом развития предприятия стало кардинальное обновление парка обрабатывающих станков. На смену старым, работающим на предприятии, ещё с конца 70-х годов, пришли современные обрабатывающие центры с числовым программным управлением, а также новые станки плазменной резки. Благодаря этому, удалось повысить точность обработки деталей до 4 микрон.

«Создать одну деталь, идеально совпадающую по своим размерам с запроектированной, несложно - говорит Виктор Козлов: - сложнее произвести партию одинаковых деталей. Покупка современного оборудования и переход на компьютерное проектирование позволили нам выполнить эту задачу, а качество конечного продукта напрямую зависит от качества деталей».

Не секрет, что наиболее острую конкуренцию отечественным производителям оборудования сегодня составляют китайские заводы. Челябинские производители оборудования сознательно не стали конкурировать с продукцией из КНР. Конкуренция с Китаем на ценовом уровне бесперспективна, считают в «Автотехснабе», поскольку объективные условия производства таковы, что изделие, произведенное в КНР, будет всегда дешевле его аналога, произведенного в России. Именно поэтому «Автотехснаб» пошел другим путем. Сразу после модернизации производства, на заводе начали проектировать и производить абсолютно новые модели оборудования для автосервисов, закрепляя за собой авторские права на все новые модели. Посмотрите на нынешний модельный ряд оборудования, серийно производимого на ЧКПФ «Автотехснаб»: автомобильные подъемники с интеллектуальной системой самодиагностики, люфт-детекторы, шиномонтажные станки для коммерческого транспорта. Думаю, что даже самые отъявленные скептики, будут вынуждены признать, что в России может создаваться конкурентоспособное автосервисное оборудование! Оборудование, которое обладает безусловными преимуществами не только по цене, но и по качеству.

Электромеханический «плунжер».

Одна из последних разработок «Автотехснаба», заслуживающая внимания – плунжерный электромеханический (!) подъемник ПВ-3Е. Всем вам хорошо известны преимущества плунжерных подъемников. Это и существенная экономия площади ремонтной зоны, и максимальный свободный доступ как к днищу, так и к дверям автомобиля. Почему же эти подъемники остаются практически невостребованными? Ответ лежит на поверхности – цена. Самый дешевый импортный электрогидравлический плунжерный подъемник стоит, как минимум в два раза выше двухстоечного. Да, крупные дилерские сервис-центры могут позволить себе столь существенные затраты на покупку оборудования. Независимые СТО о подобных подъемниках, как правило, лишь мечтают. Впрочем, «Автотехснаб» намерен очень быстро доказать, что плунжерные подъемники могут быть доступными по цене. И эта задача уже выполняется. Плунжерные подъемники ПВ-3Е стоят намного дешевле импортных аналогов. Предвижу скептические возражения: «Как их можно сравнивать? Это же не гидравлика!» А кто, собственно, сказал, что электромеханический подъемник хуже электрогидравлического? Прежде чем бросать камни в электромеханический подъемник, давайте детально разберемся в его устройстве.

Так же, как и гидравлический, электромеханический подъемник нуждается в периодическом обслуживании. Существует два мифа о сложности обслуживания электромеханического подъемника. Миф первый – считается, что эксплуатация электромеханического подъемника сопряжена с неизбежной грязью вокруг его стоек, поскольку его каретка нуждалась в регулярной смазке. Миф второй – быстрый износ рабочей пары «винт-гайка». Компания «Автотехснаб» эти мифы давно развеяла. Проблема быстрого износа пар трения решена ещё в 2000 году, когда впервые «Автотехснаб» установил на свои подъемники винты и гайки, изготовленные из полиамидных материалов с добавлением графита. Одно лишь это решение позволило увеличить ресурс пары «винт-гайка» челябинского производства до 5 лет. И все же, двухстоечные подъемники любого производителя нуждаются в своевременном техническом обслуживании, а вот что касается плунжерных подъемников компании «Автотехснаб», то они могут работать без какого-либо существенного технического обслуживания в течение 15 лет и более. За счет чего? Идея проста, как и все гениальное. Вся каретка с рабочей гайкой и ползунами при каждом опускании подъемника погружается в масляную ванну. Другими словами, узел, наиболее подверженный износу, постоянно автоматически смазывается в процессе работы. Согласитесь, что это изящное техническое решение, внушает определенную гордость за отечественного производителя. Но это далеко не все достоинства плунжерных подъемников компании «Автотехснаб».

Известной проблемой многих плунжерных подъемников является сложность их ремонта. Подъемник целиком выставляется в бетонный «стакан» глубиной 2,8 м и сотруднику сервисной службы приходится в случае необходимости ремонтировать эту непростую систему в весьма стесненных условиях. Челябинские плунжеры в этом плане намного удобнее. Главная действующая сила подъемника – электродвигатели - находятся непосредственно под верхней напольной крышкой каждого плунжера. Если же вдруг возникают проблемы с кареткой подъемника, то доступ к ней также максимально упрощен – при необходимости весь плунжер в сборе легко вынимается из кессона. Надо лишь открутить 4 болта, которыми механизм крепится к полу.

Еще один плюс всех электромеханических подъемников «Автотехснаб» (как двухстоечных, так и плунжерных) - полноценная система самодиагностики. На каждом подъемнике установлены датчики, контролирующие состояние рабочих деталей. Информация о степени износа рабочей гайки, необходимости технического обслуживания и возникших неполадках выводится на жидкокристаллический дисплей. Эта же система отвечает за синхронизацию стоек и плунжеров. Внедрение этой системы, несомненно, облегчает жизнь сотрудникам станции. Во-первых, отпадает нужда в постоянном контроле за состоянием подъемников, во-вторых, сокращается время простоя оборудования по причине внезапного выхода из строя. Плунжерные электромеханические подъемники «Автотехснаб» уже заинтересовали известных европейских производителей. В настоящий момент предприятие обсуждает с зарубежными коллегами условия производства подъемников российской разработки в Европе.

Стоит отметить, что предприятие не собирается почивать на лаврах. Проектировщики компании разрабатывают новые модели оборудования для автосервиса. В скором времени «Автотехснаб» намерены вывести на рынок новую серию стендов для сборки-разборки агрегатов. Данная линейка оборудования обещает решить довольно серьезную проблему для многих автомастерских, занимающихся капитальным ремонтом двигателей КПП и мостов. Всего три универсальных стенда с набором адаптеров смогут заменить десятки выпускаемых сегодня агрегатных стендов. Самые легкие стенды будут предназначены для работы с агрегатами, весом до 500 килограммов. Стенды средней весовой категории будут иметь ограничения по весу до 1250 килограммов, а с помощью самых больших стендов можно будет ремонтировать агрегаты весом более 2000 килограмм. Никаких других ограничений нет. На каждом из стендов можно будет с одинаковой легкостью установить и закрепить любой из отечественных или зарубежных двигателей, КПП или мостов в его весовой категории.

История фактически второго рождения известного завода, пока скорее исключение из правил. Намного чаще приходится слышать о сворачивании производства, чем о его развитии. Но пример челябинцев показателен. Техническая мысль в нашей стране по-прежнему работает очень хорошо.

Сергей Самохин